Ru
Eng

Официальной датой основания Собора считается 13 сентября 1333 года.

Собор представляет собой трёхнефную псевдобазилику из красного кирпича с уникальным ассиметричным двухбашенным западным фасадом. На западной башне Собора были установлены часы-куранты. Собор имел пять колоколов, и колокол 1492 года был самым большим в Восточной Пруссии. Убранство Собора хранило произведения искусства всех веков его существования. Изначально собор строился как Кафедральный собор католической церкви. В эпоху реформации стал протестантским.

Как главный храм Восточной Пруссии, Собор служил местом упокоения наиболее видных представителей светской и духовной иерархии. Стены Собора украшали более ста эпитафий, размещавшихся внутри и снаружи здания. Некоторые из них сохранились. У северной стены хора с 1588 года находилась «профессорская усыпальница», могила И. Канта (1804) стала последней в этом почётном ряду. В 1924 году, в связи с 200-летием со дня рождения философа, по проекту кёнигсбергского архитектора Фридриха Ларса над могилой был воздвигнут портик, сохранившийся доныне.

Особой достопримечательностью Собора была Валленродтская библиотека, названная по имени дарителей — графов фон Валленродтов, с 1650 года размещённая в южной башне. В результате войны уникальное собрание старинных книг и рукописей частично утрачено, частично рассеяно по разным библиотекам. Сейчас зал «Валенродтская библиотека» красивейший зал музея И. Канта.

Во время Второй мировой войны в ночь с 27 на 28 августа 1944 года при налёте английской авиации собор сильно пострадал: внутри всё выгорело, своды частично обрушились. Во время штурма Кёнигсберга в апреле 1945 года собор вновь попал под обстрелы, но всё-таки не был уничтожен. Удивительным образом сохранилась могила Иммануила Канта.

В 1960 году Кафедральный собор был признан памятником республиканского значения, однако иных мер по его сохранению не последовало, и под воздействием природных стихий он продолжал разрушаться. В 1981—1984 годах произведены консервационные работы, что позволило сохранить стены Собора. Работы по восстановлению Кафедрального собора начались в 1994 году и завершились в 2005 году. 

Для воссоздания довоенного облика использовались архивные материалы.

В круглой западной башне после реконструкции разместились куранты – большие башенные часы с колоколами. Внешний вид циферблата и стрелок полностью повторяет исторический вид часов Кёнигсбергского собора. Каждый час колокола отмеряют время первыми тактами «Оды к радости» Бетховена. Четыре колокола на часовой башне имеют собственные имена. «Александр Невский» и «Петр Великий» - изготовлены на пожертвования Российских граждан, средства на колокол «Кнайпхоф» (по историческому названию острова) собрали немецкие граждане, бывшие жители Кёнигсберга. Четвертый, самый маленкий колокол в башенном комплексе называется «Детский» в память о детях, погибших в годы войны.

Каждый год в августе в день бомбардировки собора все колокола бьют тревожный набат в напоминание о случившемся в 1944 году.

Несмотря на значительные повреждения и утраты, Собор принадлежит к числу старейших памятников архитектуры и имеет большую архитектурно-художественную и историческую ценность, является одним из главных символов города.


В настоящее время Кафедральный собор представляет собой концертно-музейный комплекс, состоящий из большого и малого концертных залов, музея И. Канта, мемориального захоронения И. Канта и Парка скульптуры. Службы в Соборе не проводятся, однако действуют евангелическая и православная часовни.

Экскурсии

Ежедневные экскурсии

Побробнее

Авторские экскурсии

Побробнее

Заказные услуги

Возможно предоставление услуг по проведению заказных мероприятий в Музее И. Канта.