Размер маленький средний большой
Цвет черный на белом белый на черном синий на голубом
Изображения показывать отключить
 

Органный комплекс

В 1944 году вместо величественного готического собора остались руины, пожар практически полностью уничтожил прекрасное здание, а вместе с ним, конечно, и все музыкальные инструменты. Собор умолк, а на его развалины приходили играть дети первых переселенцев. Советские власти несколько раз пытались вернуть здание к жизни: очистить руины и провести консервацию стен. В начале 1970-х делались робкие шаги к сохранению собора – к 250-летию со дня рождения Иммануила Канта хотелось как-то облагородить облик некогда величественного храма. Но полноценных работ здесь не проводилось вплоть до начала 1990-х годов. Долгое время местные жители и приезжие растаскивали здание по кирпичику, собирая крупицы прошлого на память.

В 1992 году группа энтузиастов во главе с Виктором Денисовым, Игорем Одинцовым и Виктором Безруковым взялась за возрождение здания. Начались строительные работы, над восстановлением собора трудилось множество специалистов от историков и краеведов до строителей и инженеров, привлекались все возможные ресурсы, проводились обследования и научные изыскания, изучались архивы и старинные фотографии. В Калининград приезжали не только российские, но и немецкие, литовские и польские профессионалы строительного дела. Финансовую помощь оказывала администрация Калининградской области, свою лепту вносили и различные немецкие благотворительные фонды и частные организации. Реставрировалось не только само здание собора, но и его декор, например, эпитафии и витражи. Была проделана гигантская работа, чтобы собор получил путевку в новую жизнь, а калининградцы – прекрасный концертный зал и музей.

Для обретения былой славы, для того, чтобы снова стать главным культурным центром города, собору не хватало только одного – голоса! Здание было восстановлено, осталось наполнить его музыкой. По личному распоряжению Президента России Владимира Путина, посетившего город в дни празднования 750-летия Кёнигсберга-Калининграда, были выделены деньги на создание органного комплекса в соборе. Вопросом приобретения органа занимался Герман Греф, занимавший тогда пост министра экономического развития.

Новый орган должен был соответствовать современным требования органостроения и культурным традициям города. После множества консультаций с ведущими мировыми органистами и органными мастерами для строительства инструмента была выбрана фирма «Александр Шуке». Качество органов этой марки было проверено временем: более ста лет, начиная с 1894 года, мастера «Александр Шуке» создавали органы для крупнейших соборов Европы, и сегодня они звучат в Германии, Италии, Швейцарии, Чехии, Словакии, Болгарии, Грузии, Мексике, Бразилии и много где еще. Каждый из инструментов уникален, ни один не повторяется. Руководитель фирмы Матиас Шуке — органный мастер уже в седьмом поколении, а в создании органного комплекса Кафедрального собора принимал участие его сын Михаэль, наследник семейного дела.

В 2006 году в соборе появился малый (хоровой) орган. Два мануала, 32 регистра, более двух тысяч труб – этот инструмент уже производил внушительное впечатление, но главное было еще впереди – строительство Большого органа! Шесть месяцев установки и пять месяцев интонировки, 90 регистров и шесть тысяч труб, создание деревянных скульптур и орнамента…

Строительство малого органа заняло значительно меньше времени, что и понятно: хоровой орган сначала полностью собрали в Германии и только потом доставили в Калининграде. С большим органом дело обстояло намного сложнее: огромный инструмент собирали уже на месте, в Кафедральном соборе. Сложные элементы, меха, воздуховоды везли с фабрики «Шуке» из Германии, а некоторые детали немецкие мастера, настоящие «кулибины», делали прямо в соборе, на специальном станке.

Строительство органа шло в несколько этапов. Первый – заливка пола: балкон нужно было подготовить под инструмент весом почти в 35 тонн. Второй этап – строительство металлического каркаса для органа, внушительную конструкцию высотой в три этажа ковали калининградские мастера «Кузницы на Печатной». Одновременно началась и работа над декором: внешний вид инструмента решили максимально приблизить к облику органа Кёнисгбергского собора. Эффектный фасад в стиле барокко воссоздавали по довоенным фотографиям. Украшения и деревянные скульптуры делались усилиями резчиков по дереву калининградской фирмы «Максик», а работы по золочению выполняли немецкие мастера из Потсдама.

После установки каркаса и облицовки фасада начались установка и закрепление труб, а их, напомним, больше шести тысяч! Вместе с трубами будущий орган обретал и декор: деревянные резные элементы и скульптуры, в числе которых и фигура Богоматери с младенцем, и движущиеся веселые путти, и птица Феникс, ставшая символом возрождения Кафедрального собора.

В это же время шел монтаж электрики — современный орган должен быть оснащен по последнему слову техники: необходимо было соединить малый и большой органы оптико-волоконной связью и оборудовать компьютерами. Устройство органного комплекса таково, что один органист может использовать возможности двух инструментов или два музыканта могут играть на двух органах одновременно, могут видеть друг друга и даже «выйти на связь». Кроме того, электроника обеспечивает нужную для инструмента влажность и температуру. До войны Кёнигсбергский собор не отапливался, и его орган серьезно портился от перепадов температур — в 21 веке этого можно и нужно было избежать.

На создание Большого органа мастерам фирмы «Александр Шуке» потребовалось несколько месяцев. Над инструментом трудились несколько десятков человек: одни приезжали, другие, сделав дело, возвращались домой — работа кипела. Орган Кафедрального собора готовился стать самым большим на всем постсоветском пространстве, готовился поражать масштабами и красотой звучания!

Музыкальные возможности Большого органа гораздо больше, чем у его кёнигсбергского предшественника: четыре мануала, 90 регистров, 6301 труба. Интонировка (точная настройка каждой трубы) заняла около пяти месяцев. Мастера снимали каждую трубу, вырезали в ней отверстие для дополнительного выхода воздуха и тщательно прослушивали — причем работа эта шла по ночам, в полной тишине. Частота звучания каждой трубы разная, и от точности настройки зависит качество работы инструмента, его способность создавать музыку.

Большой и малый органы, расположенные в разных концах зала и тщательнейшим образом интонированные, своим звучанием сегодня производят удивительное впечатление. По свидетельству многих слышавших и другие органы, построенные фирмой «Александр Шуке», в Кафедральном соборе немецкие мастера превзошли сами себя и сумели создать настоящий шедевр. Открытие Большого органа состоялось 10 января 2008 года. В этот день уникальный органный комплекс впервые зазвучал для калининградцев и гостей города.

<
Декабрь 2018
ПНВТСРЧТПТСБВС
26272829300102
03040506070809
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31010203040506