Размер маленький средний большой
Цвет черный на белом белый на черном синий на голубом
Изображения показывать отключить
 

История

Первая соборная церковь была построена в Альтштадте Замландским епископом Зигфридом в 1297—1302 годах к югу от Замка. Город быстро рос, и уже к 1320 году храм оказался мал, и даже перестройка не смогла изменить ситуацию.

Как главный храм Восточной Пруссии, Собор служил местом упокоения наиболее видных представителей светской и духовной иерархии. Стены Собора украшали более ста эпитафий, размещавшихся внутри и снаружи здания. Некоторые из них сохранились.

Строительство нового Собора начал епископ Иоганнес Кларе (1320−1344) в северо-восточной части острова Кнайпхоф, переданной во владение епископата в 1322 году. Работы начались, вероятно, в 1325 году строительством хора (алтарной части), но были прекращены из-за недовольства орденской администрации (храм своими параметрами слишком походил на крепость). Датой основания Собора считается 13 сентября 1333 года, когда Верховный магистр Лютер Брауншвейгский подписал грамоту на продолжение строительных работ.

Материалом для нового собора частично послужили кирпичи старого собора, разобранного в 1330 году. Примечательно, что одновременно велось строительство Соборной школы.

Первоначально Собор был построен как базилика с высоким центральным нефом. В 1350-е годы осуществлена перестройка Собора в трёхнефную зальную церковь. Несколько увеличена высота главного нефа, стены боковых нефов также были надстроены, окна удлинены, над слепыми окнами северной стороны появился второй ряд. Слепые окна южной стороны также удлинили. Считается, что строительство Собора завершено в 1380 году, хотя некоторые перестройки происходили и позднее.

Собор был посвящён «Иисусу Христу, Деве Марии, святому Адальберту и всем святым». Ещё в преддверии реформ, 27 сентября 1523 года, в Соборе состоялась первая евангелическая проповедь Иоганна Брисманна, а 25 декабря 1523 года епископ Поленц впервые прочитал проповедь на немецком языке. В 1528 году Собор стал приходской лютеранской кирхой для общины Кнайпхофа, а в 1560 году его передали университету.

Собор представляет собой трёхнефную псевдобазилику из красного кирпича с уникальным ассиметричным двухбашенным западным фасадом. Первоначально это были невысокие четырёхугольные башни, но обе сгорели в 1544 году. При ремонте южная башня отстроена как 12-гранная, а северную не восстановили — она получила треугольный фронтон и двускатную крышу, промежуток между башнями заполняет щипец. Массивный западный фасад Собора разделён по горизонтали двумя узкими штукатурными поясами, вертикально — высокими стрельчатыми арочными проёмами, которые варьируются по форме.

Хор (алтарная часть) имеет ширину, равную центральному нефу и делился на нижний хор из трёх пролётов и верхний хор из двух пролётов. В 1440 году деревянные потолочные перекрытия были заменены на каменные своды. Восточные окна боковых нефов пробиты в XVI веке. Башенка на коньке крыши установлена в 1568 году. По углам Собора планировалось поставить башни, однако сооружена была только юго-восточная. В 1640 году на западной башне установлены часы-куранты. Собор имел пять колоколов, и колокол 1492 года был самым большим в Восточной Пруссии, говорят, что он получил имя «Иоганнес» в честь основателя собора епископа Иоганнеса Кларе.

Убранство Собора хранило произведения искусства всех веков его существования.

Особую ценность представляли алтарь, алтарная преграда и парящее над ней деревянное Распятие (1520) больше натуральной величины, созданные кёнигсбергскими резчиками. Главный алтарь с тремя створами содержал картины выдающегося уроженца Кёнигсберга Антона Мёллера (1563−1611): «Грехопадение», «Крещение Иисуса Иоанном», «Тайная вечеря» и «Распятие», созданные в 1591 году. Считалось, что это были самые красивые изображения в Соборе.

Каменная ограда крестильной капеллы из тесно поставленных колонн (1596) и железная кованая дверь капеллы (1596) в настоящее время реконструированы. В капелле находилась большая крестильная купель, выполненная готландскими мастерами из известняка в первой четверти XIV века и перенесённая из первого Собора, она восстановлена по фотографиям и содержит фрагменты подлинника.

Как главный храм Восточной Пруссии, Собор служил местом упокоения наиболее видных представителей светской и духовной иерархии. Стены Собора украшали более ста эпитафий, размещавшихся внутри и снаружи здания. Некоторые из них сохранились. У северной стены хора с 1588 года находилась «профессорская усыпальница», могила И. Канта (1804) стала последней в этом почётном ряду. В 1924 году, в связи с 200-летием со дня рождения философа, по проекту кёнигсбергского архитектора Фридриха Ларса над могилой был воздвигнут портик, сохранившийся доныне.

<
Декабрь 2018
ПНВТСРЧТПТСБВС
26272829300102
03040506070809
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31010203040506