16 ноября в Кафедральном соборе впервые в России (!) прозвучат «Пассакалии для струнного оркестра и органа» Михаила Аркадьева.

Маэстро рассказывает о своем произведении:

— Все сочинение посвящено двум крупнейшим музыкантам, оказавшим на меня влияние — великому Альфреду Шнитке, которого я знал в юности, и скрипачу Марку Лубоцкому, которому сам Шнитке посвятил все свои скрипичные сонаты. «Пассакалии для струнного оркестра и органа» тесно связаны и с Иоганном Себастьяном Бахом: в самом конце моего произведения рождается тема Пассакалии Баха для органа. Там есть внутреннее посвящение и Канту тоже, через Ницше, которого мало кто знает, как композитора. Я выбрал музыку из его фортепианной пьесы «Отрывок в себе», название которой намекает на «вещь в себе» — одно из важнейших понятий в философии Канта.

Пассакалия — особая музыкальная форма, одна из мистических. Если вслушаться в Пассакалию Баха, то можно заметить, что органист ногами исполняет все время одну и ту же мелодию, а руками — различные ее вариации. Это мир, в котором есть некий божественный, все время повторяющийся закон, но в нем же существует и все разнообразие жизни: и духовный, и эмоциональный, и все остальные уровни. Пассакалия — принцип построения музыки, фундамент, на основе которого возможны бесконечные вариации. Самая знаменитая пассакалия написана Бахом, но эта форма всегда влекла композиторов.

В моем сочинении использованы темы из четырех пассакалий: две из них мои, третья — Антона Веберна, довольно модернистская, и четвертая — Баха. Все вместе они образуют некую конструкцию, соединяющую времена. Сочинение в целом трагическое, в нем есть даже картина Апокалипсиса, но заканчивается оно все-таки просветлением. Я пытаюсь в этой музыке воплотить кантовскую идею звёздного неба над нашей головой и нравственного закона внутри нас, и то и другое выражено в итоге темой Баха

Билеты на концерт «Звучащее время» можно приобрести здесь: goo.gl/84aJWv

© 2016–2017 Кафедральный собор, Калининград

Фотографии — Юлия Алексеева

Создание сайта — Анна Санхип