Ко дню рождения Иммануила Канта в Доме-музее Германа Брахерта открылась выставка экспонатов из фондов Кафедрального собора.

«Две вещи наполняют душу новыми и все более сильными удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительней мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне», — это мудрое высказывание Иммануила Канта из философского трактата «Критика практического разума» (1788) каждый слышал хотя бы раз в жизни.

Ко дню рождения гениального философа приурочена выставка, открывшаяся в Доме-музее Германа Брахерта. В экспозиции представлена мелкая пластика: плакетки, медали, значки, монеты, — из фондов Кафедрального собора, у стен которого и похоронен великий ученый.

Работы относятся к разным столетиям: от блестящего XVIII-го века до практичного XXI-го. Особый интерес представляет медаль, подаренная учениками Канта своему учителю в честь его 60-летия. На аверсе — профиль Канта в образе римского патриция. Трудно узнать философа без знаменитого парика и строгого воротничка. Пожалуй, это самый романтичный образ ученого: летящий профиль, свободный легкий воротник, короткие, слегка вьющиеся волосы — перед нами скорее поэт, чем философ, чья пунктуальность стала притчей во языцех. На остальных медалях и плакетках Кант более привычен. Высокий лоб гения, упрямый подбородок, упирающийся в жесткий закрытый воротник, напудренный парик с буклями, — таким педантичным, закрытым, серьезным, даже несколько холодным человеком видели Канта и его и наши современники. Философ представлен на них несколько пафосно: перед нами великий муж, чьи труды прославили Отечество, чья жизнь — служение долгу.

Среди экспонатов — два медальона с портретами Канта. Один выполнен из цветного стекла. Такие медальоны были изготовлены для немецкого общества «Военной зимней помощи».
Любопытна миниатюрная копия мемориальной доски, установленной в 1904 году на стене Королевского замка в Кенигсберге. Под лучами заходящего солнца — имя Канта и знаменитое его высказывание о звездах и морали. Замка давно нет, но небольшая памятная плакетка позволяет нам окунуться в прошлое и прогуляться около его много видевших стен.

К образу Канта обращался и немецкий скульптор Герман Брахерт. В 1924 году им была изготовлена бронзовая памятная медаль в честь 200-летнего юбилея философа. Профиль ученого на медали традиционный, скульптор также не избежал стереотипов. Герман Брахерт был мастером малых пластических форм. Его небольшие многофигурные рельефы отличались плотностью и пульсирующей ритмичностью композиции.

На выставке из собрания Музея им. И. Канта представлены и уникальные книги. Самая ценная из них — прижизненное издание философского труда И. Канта «К вечному миру» (Кёнигсберг, 1795 год). Более двухсот лет назад великий гуманист предупреждал, что «государственные долги не должны использоваться для целей внешней политики». И особенно остро для наших дней звучит следующая моральная максима философа: «Ни одно государство не должно насильственно вмешиваться в политическое устройство и управление другого государства».

Великий ученый был в высшей степени правдивый, нравственный и строгий к себе человек, жизнь которого шла с пунктуальной правильностью заведенных часов. Кант до самой смерти своей ни разу не выезжал далее окрестностей Кенигсберга, ходил на работу по одному маршруту, но ему принадлежал весть мир. Характер философа отразился и на его стиле, точном и сухом, но полном благородства и простоты. Весь город знал и уважал его своеобразную личность. Иммануил Кант изучал физику, математику, астрономию, но главным его учением стала критическая философия. Она явилась великим синтезом всех систем, когда-либо выработанных гением европейского человечества. Она послужила венцом той философии, которая ей предшествовала, но она же сделалась и исходным пунктом всей новейшей философии.

Выставка в Доме-музее Германа Брахерта продлится до 25 апреля.

© 2016–2017 Кафедральный собор, Калининград

Фотографии — Юлия Алексеева

Создание сайта — Анна Санхип