Первая соборная церковь была построена в Альтштадте Замландским епископом Зигфридом в 1297–1302 годах к югу от Замка. Город быстро рос, и уже к 1320 году храм оказался мал, и даже перестройка не смогла изменить ситуацию.

Строительство нового Собора начал епископ Иоганнес Кларе (1320–1344) в северо-восточной части острова Кнайпхоф, переданной во владение епископата в 1322 году. Работы начались, вероятно, в 1325 году строительством хора (алтарной части), но были прекращены из-за недовольства орденской администрации (храм своими параметрами слишком походил на крепость). Датой основания Собора считается 13 сентября 1333 года, когда Верховный магистр Лютер Брауншвейгский подписал грамоту на продолжение строительных работ.

Материалом для нового собора частично послужили кирпичи старого собора, разобранного в 1330 году. Примечательно, что одновременно велось строительство Соборной школы.

Первоначально Собор был построен как базилика с высоким центральным нефом. В 1350-е годы осуществлена перестройка Собора в трёхнефную зальную церковь. Несколько увеличена высота главного нефа, стены боковых нефов также были надстроены, окна удлинены, над слепыми окнами северной стороны появился второй ряд. Слепые окна южной стороны также удлинили. Считается, что строительство Собора завершено в 1380 году, хотя некоторые перестройки происходили и позднее.

Собор был посвящён «Иисусу Христу, Деве Марии, святому Адальберту и всем святым». Ещё в преддверии реформ, 27 сентября 1523 года, в Соборе состоялась первая евангелическая проповедь Иоганна Брисманна, а 25 декабря 1523 года епископ Поленц впервые прочитал проповедь на немецком языке. В 1528 году Собор стал приходской лютеранской кирхой для общины Кнайпхофа, а в 1560 году его передали университету.

Собор представляет собой трёхнефную псевдобазилику из красного кирпича с уникальным ассиметричным двухбашенным западным фасадом. Первоначально это были невысокие четырёхугольные башни, но обе сгорели в 1544 году. При ремонте южная башня отстроена как 12-гранная, а северную не восстановили – она получила треугольный фронтон и двускатную крышу, промежуток между башнями заполняет щипец. Массивный западный фасад Собора разделён по горизонтали двумя узкими штукатурными поясами, вертикально — высокими стрельчатыми арочными проёмами, которые варьируются по форме.

Как главный храм Восточной Пруссии, Собор служил местом упокоения наиболее видных представителей светской и духовной иерархии. Стены Собора украшали более ста эпитафий, размещавшихся внутри и снаружи здания. Некоторые из них сохранились.

Хор (алтарная часть) имеет ширину, равную центральному нефу и делился на нижний хор из трёх пролётов и верхний хор из двух пролётов. В 1440 году деревянные потолочные перекрытия были заменены на каменные своды. Восточные окна боковых нефов пробиты в XVI веке. Башенка на коньке крыши установлена в 1568 году. По углам Собора планировалось поставить башни, однако сооружена была только юго-восточная. В 1640 году на западной башне установлены часы-куранты. Собор имел пять колоколов, и колокол 1492 года был самым большим в Восточной Пруссии, говорят, что он получил имя «Иоганнес» в честь основателя собора епископа Иоганнеса Кларе.

Убранство Собора хранило произведения искусства всех веков его существования.

Особую ценность представляли алтарь, алтарная преграда и парящее над ней деревянное Распятие (1520) больше натуральной величины, созданные кёнигсбергскими резчиками. Главный алтарь с тремя створами содержал картины выдающегося уроженца Кёнигсберга Антона Мёллера (1563–1611): «Грехопадение», «Крещение Иисуса Иоанном», «Тайная вечеря» и «Распятие», созданные в 1591 году. Считалось, что это были самые красивые изображения в Соборе.

Каменная ограда крестильной капеллы из тесно поставленных колонн (1596) и железная кованая дверь капеллы (1596) в настоящее время реконструированы. В капелле находилась большая крестильная купель, выполненная готландскими мастерами из известняка в первой четверти XIV века и перенесённая из первого Собора, она восстановлена по фотографиям и содержит фрагменты подлинника.

Как главный храм Восточной Пруссии, Собор служил местом упокоения наиболее видных представителей светской и духовной иерархии. Стены Собора украшали более ста эпитафий, размещавшихся внутри и снаружи здания. Некоторые из них сохранились. У северной стены хора с 1588 года находилась «профессорская усыпальница», могила И. Канта (1804) стала последней в этом почётном ряду. В 1924 году, в связи с 200-летием со дня рождения философа, по проекту кёнигсбергского архитектора Фридриха Ларса над могилой был воздвигнут портик, сохранившийся доныне.

Особой достопримечательностью Собора была Валленродтская библиотека, названная по имени дарителей — графов фон Валленродтов, с 1650 года размещённая в южной башне. В результате войны уникальное собрание старинных книг и рукописей частично утрачено, частично рассеяно по разным библиотекам. Книжные стеллажи, украшенные резьбой в стиле барокко, восстановлены по фотографиям калининградскими мастерами-резчиками фирмы «Максик».

На башню ведёт построенная в XVI веке винтовая лестница, изящно оформленная колоннами и стрельчатыми арками.

Орган

Первый орган упоминается уже при освящении Собора. В 1695 году был установлен орган с 60 регистрами, который очень украсил Собор. В 1718–1721 годах Иоганн Мозенгель создал (использовав некоторые трубы органа XVI века) великолепный орган с 58 регистрами, вошедший в список крупнейших органов мира. За этим последовало в общей сложности пять модификаций органа. Барочное оформление органа во всю ширину среднего нефа поражало великолепием и мастерством исполнения.

Идея воссоздать орган появилась одновременно с началом работ по восстановлению собора. Президент РФ В. В. Путин, посетив Калининград в дни празднования 750-летнего юбилея города в 2005 году, поддержал мысль о строительстве органа, и необходимые средства были выделены. Для создания органа было выбрано предприятие «Александр Шуке» из Потсдама, которое много лет работает в России. В настоящее время Собор имеет уникальный органный комплекс из двух инструментов: хоровой (2006) и большой орган (2008). Оба инструмента (всего 122 регистра) имеют общую синхронизацию и могут звучать совместно. Металлический каркас органа изготовлен калининградским предприятием «Кузница на Печатной» (директор А. В. Бутерус). Скульптура и резной орнамент в стиле барокко выполнены мастерами-резчиками мебельной фабрики «Максик» (руководитель М. Ибрагимов).

Реставрации

В 1833 году, в связи с 500-летием, в Соборе проходил большой ремонт. Во время работ были обнаружены средневековые фресковые росписи, однако из опасения повредить старинную живопись их решили не вскрывать, а оставить потомкам.

В 1901–1907 годах под руководством архитектора и реставратора Рихарда Детлефсена были проведены работы по обследованию и комплексная реставрация Собора. Выяснилось, например, что южная башня «ушла в землю» на 1,67 м. Наиболее важные меры включали попытки укрепления фундамента, удаление с фасадов очень поврежденной штукатурки позднего времени, также было демонтировано большое ренессансное окно над главным входом. Обнаруженные в XIX веке фрески были расчищены и законсервированы.

Во время Второй мировой войны в ночь с 27 на 28 августа 1944 года при налёте английской авиации собор сильно пострадал: внутри всё выгорело, своды частично обрушились. Во время штурма Кёнигсберга в апреле 1945 года собор вновь попал под обстрелы, но всё-таки не был уничтожен. Удивительным образом сохранилась могила Иммануила Канта.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года №1307 Кафедральный собор был признан памятником республиканского значения, однако иных мер по его сохранению не последовало, и под воздействием природных стихий он продолжал разрушаться. В 1981–1984 годах произведены консервационные работы, что позволило сохранить стены Собора. Работы по восстановлению Кафедрального собора начались в 1994 году под руководством Ю. А. Одинцова и завершились в 2005 году.

Несмотря на значительные повреждения и утраты, Собор принадлежит к числу старейших памятников архитектуры и имеет большую архитектурно-художественную и историческую ценность, является одним из главных символов города.

В настоящее время Кафедральный собор представляет собой концертно-музейный комплекс, состоящий из большого и малого концертных залов, музея И. Канта, мемориального захоронения И. Канта и Парка скульптуры. Службы в Соборе не проводятся, однако действуют евангелическая и православная часовни.

Памятник Юлиусу Руппу

В восточной части острова, у дороги от Медового моста к Собору стоит большой природный камень с бронзовым портретом — памятник Юлиусу Руппу (1809–1884). Вопреки расхожему мнению, это не надгробный памятник. Юлиус Рупп был похоронен на кладбище возле Королевских ворот.

Юлиус Рупп — преподаватель университета, теолог и общественный деятель, дважды избирался членом прусского парламента. Он основал в Кёнигсберге Свободную евангелическую общину, где проповедовал идеи свободы, равенства и нравственных основ жизни, обсуждал способы справедливого устройства общества.

Идеи Ю. Руппа, призывавшего к личной ответственности и нравственному поведению, имели последователей, но не принимались официальной властью и лютеранской церковью. Это поставило его в ряды революционно-демократической оппозиции. В 1859 году он основал Комитет независимых выборов, был членом Ассоциации друзей Конституции в Кёнигсберге, много лет издавал еженедельную газету «Народный курьер» с подзаголовком «Справедливость!» Рупп имел большой авторитет как оратор, писатель и человек.

Кроме обширной общественной деятельности, Юлиус Рупп посвящал время своим внукам и был любимым дедом выдающейся художницы Кете Кольвиц (1867–1945). Памятный камень был установлен в 1909 году в честь 100-летия со дня рождения Ю. Руппа его знаменитой внучкой перед домом, где жил Ю. Рупп. Бронзовый рельеф, укреплённый на большом скальном камне, — одно из самых ранних скульптурных произведений Кете Кольвиц. На камне вырезаны слова Юлиуса Руппа: «Кто не живёт в соответствии с истиной, которую знает, тот является злейшим врагом этой истины».

Портретный рельеф, который мы видим сегодня, — копия, оригинал был утрачен во время войны. Это дар городу от внучки художницы, Ютты Бонке-Кольвиц, директора Музея Кетэ Кольвиц в Кёльне. Копию выполнил берлинский скульптор и реставратор Харальд Хааке (1924–2004) в 1991 году по просьбе Ю. Н. Иванова, председателя Калининградского отделения Российского фонда культуры.